kaponir.aroundspb.ru
  ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО

ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО - ГЛАВНАЯ
Крепости  Кронштадт

Несколько слов о крепости Кронштадт
(1704-1917 гг.)


История Кронштадта делится на несколько четко определенных этапов, характеризующихся различными типами построек, их разными способами взаимодействия и т. д. Чем ближе к нам по времени тот или иной период, тем меньше его продолжительность. Так наиболее длинным является первый период развития крепости – «деревоземляной» (1704–1825 гг.), в ходе которого фортификационные сооружения строились почти исключительно из дерева и земли. Затем последовал период строительства каменных казематированных фортов, в целом совпадающий по времени с царствованием Николая I (1825–1855 гг.). Окончание Крымской войны и распространение нарезной артиллерии предопределило начало следующего периода развития крепости – времени строительства и развития номерных морских батарей (1855–1895 гг.). И, наконец, наименьшим по продолжительности является период бетонного строительства, который продолжался около 20 лет до 1917 года включительно.

* * *

Первый наиболее длительный период развития Кронштадта почти не оставил нам никаких следов: крепость, по сути, являлась «деревоземляной», хотя и тогда ее основу составляли морские батареи и укрепления с бастионными фронтами.

Первым укреплением Кронштадта стал морской форт Кроншлот. Изначально это была небольшая мазанковая башня, построенная на ряжевом основании, впоследствии ее дополнили протяженными дерево-каменными бастионными фронтами, являющимися, по сути, молами, образующими просторную гавань. В аналогичных конструкциях были решены и второй морской форт Цитадель (впоследствии Петр I) и стенки кронштадтских гаваней. Не смотря на то, что в последующие времена деревянные конструкции этих сооружений заменили на капитальные с гранитной облицовкой, их первоначальная конфигурация сохранилась. Таким образом, эти постройки отчасти и поныне являются памятниками петровского времени. В остальном, из оборонительных построек XVIII в. до настоящего времени практически ничего не дошло: слишком часто и кардинально перестраивалась крепость в последующие два века.

Тем не менее, даже тогда в XVIII в., будучи «деревянным», Кронштадт стал непреодолимой преградой для противника. Причем само его рождение происходило практически одновременно с боевым крещением в ходе Северной войны 1702–1723 гг. Помимо Кроншлота и Цитадели в XVIII столетии в крепости построили так же несколько укреплений на о. Котлин – бастионную ограду вокруг города (центральную ограду), крепость Александр-шанец, несколько береговых батарей. В начале XIX в. эти укрепления дополнили целым рядом морских батарей – Рисбанк, Двойной Южной и др.

* * *

Но времена шли и к 20-м годам XIX в. стало очевидно, что крепость необходимо реконструировать в камне. Причем толчком к скорейшему началу этих работ послужили трагические события ноября 1824 года, когда в Финском заливе разразилась страшная буря с наводнением. Последствия стихии для крепости оказались катастрофическими: фактически Кронштадт как фортификационная система перестал существовать и Петербург остался практически беззащитным с моря! Таким образом, «деревянный» Кронштадт совершенно не выдержал экзамена: природа за один день с легкостью сделала то, что не смогли сделать военные флоты враждебных держав в течение более чем века существования крепости. Даже сложно себе представить более весомый аргумент в пользу скорейшего перехода к каменному строительству.

И вот в самом конце царствования Александра I с 1825 года начинается следующий этап развития Кронштадтской крепости – период крупномасштабного каменного строительства. Первым делом взялись за реконструкцию оборонительной стены вокруг города. Из-за большой протяженности этого комплекса сооружений, его стройка стала наиболее масштабной и продолжительной в этот период. Возведение ограды, начавшееся в середине 1825 г., полностью завершилось только 1840 г., хотя наиболее важный западный участок этого грандиозного комплекса вступил в строй уже в начале 1830-х гг.

Следующей масштабной стройкой стала реконструкция в камне старого деревянного форта Цитадель, происходившая в период с 1827 по 1834 гг. После завершения этих работ, форт был переименован в честь своего создателя Петра I.

Форт Александр. фото C.Малахова

Значительно более существенным вкладом в повышение обороноспособности крепости стало возведение в 1836–1845 гг.нового морского форта Александр I. Это четырехъярусное казематированные сооружение, безусловно, стало сильнейшим и важнейшим объектом Кронштадта для своего времени – почти непреодолимой преградой для флота противника на пути к Петербургу. Сейчас же форт Александр I является, самым знаменитым объектом крепости, что не удивительно: располагаясь на акватории Финского залива вблизи судоходного фарватера, он, безусловно, является самой «заметной», а по характеру своих форм, и самой впечатляющей, постройкой крепости.

Батарея Князь Меншиков. фото C.Малахова

Еще до окончания строительства первого многоярусного каменного форта, в 1843 году началось строительство второго подобного объекта – батареи Князь Меншиков на полубастионе у Купеческой гавани, а в конце 1844 г. – строительство еще одного морского форта на месте деревянной батареи Рисбанк. Батарею Князь Меншиков удалось окончить в 1850 году, а новый форт, получивший название Павел I, достраивался уже в ходе Крымской войны, причем, его первоначальный проект по ряду причин пересмотрели и в окончательном виде форт построили трехъярусным (не считая казематированного яруса ракетной обороны). Так же уже в ходе войны строилась еще одна казематированная каменная батарея – Николаевская, на форту Кроншлот. При строительстве этой батареи так же не удалось осуществить первоначальный проект: ее построили с одним ярусом орудийных казематов вместо запланированных двух.

Николаевская батарея на форту Кроншлот. фото C.Малахова

Крупномасштабное каменное строительство, в совокупности с не прекращавшимся возведением многочисленных деревоземляных укреплений и морских заграждений, превратило крепость в совершенно непреодолимую преграду на пути к столице империи. Крымская война стала наглядным подтверждением этому, поскольку противник, имея в ходе нее явные намерения прорваться к Петербургу, не осмелился атаковать Кронштадт.

Эпоха казематированных каменных фортов оставила нам много памятников – многие батареи и форты дошли до нашего времени без существенных перестроек. Печальное исключение составляет лишь форт Павел I, практически полностью уничтоженный взрывами в 1920-е гг. Так же следует отметить, что батарея Князь Меншиков, возведенная с тремя казематированными ярусами, сохранила до нашего времени только один из них.

Руины форта Павел. фото Д.Шелехова

* * *

Уже в ходе Крымской войны наметилась важная тенденция дальнейшего развития Кронштадтской крепости – из оборонительной системы, запирающей судоходный фарватер, он стал превращаться в систему, перегораживающую весь Финский залив. В принципе, крепость и ранее обладала такой задачей, но в силу ряда причин, ее выполенние ограничивалось возведением различных морских заграждений (временного характера и потому недолговечных) и малыми кораблями флота. Теперь же настал черед строительства сплошной линии морских (островных) батарей, перегораживающих весь. Девять таких батарей в деревоземляном виде и были возведены в конце Крымской войны, а уже в мирное время, спустя несколько лет назрела необходимость их реконструкции в капитальных конструкциях.

Важное тактическое положение морских батарей № 3 и 4 (Константиновской) вблизи главного фарватера определило их значение своеобразных «правоприемниц» старых многоярусных фортов. Поэтому в данный период им отводилась особая роль в обороне Крепости.

Первой началась перестройка Константиновской батареи, работы на которой начались уже в 1858 г. Строители начали возводить фактически новое укрепление, вблизи существующего временного (впоследствии новую и старую батареи соединили). Уже в 1861 году здесь были выполнены работы по сооружению 300-метровой эскарпной стены, облицованной гранитными блоками, и основные земляные работы. А с 1863 г. здесь впервые в мире началось возведение броневых (железных) брустверов. В 1865 году эти работы удалось окончить: под защитой трех броневых брустверов расположились в общей сложности 23 орудия. Позже на батарее возвели еще один четвертый броневой бруствер.

Тогда же в первой половине 1860-х гг. производились работы по перестройке в капитальных конструкциях всех остальных временных морских батарей, а также постройка двух новых на Северном фарватере (№№ 10 и 11). Общее количество морских номерных батарей достигло одиннадцати. На всех этих укреплениях (кроме №№3 и 4, которые реконструировались по особым проектам) возводились каменные траверсы с орудийными казематами, в которых располагалась часть орудий. Основная же масса артиллерии на батареях, располагалась в орудийных двориках.

Следует особо отметить, что две новые морские батареи на Северном фарватере (№№ 10 и 11), строившиеся по сходным проектам, обладали не чем иным, как артиллерийскими промежуточными полукапонирами, ставшими типичным элементом фортов лишь 3–4 десятилетия спустя!

Морская Южная батарея № 3 (форт Милютин). фото Д.Шелехова

Тогда же в середине 1860-х гг. была решена судьба временной морской батареи № 3, которую решили перестроить в виде башенной. Однако сложность этой совершенно новой по тем временам задачи привела к тому, что строительство этого укрепления затянулся на долгие годы; фактически эту первую отечественную башенную береговую (морскую) батарею ввели в строй лишь в 1879 г.

К концу 1860-х гг. почти все работы по перестройке временных батарей в постоянные завершили. Тогда же в 1868 году все их перенумеровали и с тех пор эти укрепления известны нам как Морские Южные батареи №№ 1–4 и Морские Северные батареи №№ 1–7.

Возведение постоянных морских батарей примерно совпало с массовым возведением кирпично-земляных фортов в сухопутных крепостях Европы, что, в общем, отражает одну и ту же тенденцию в фортификации, связанную с ростом мощности нарезной артиллерии – главную роль в крепости стали играть не центральные ограды, а позиции из отдельных укреплений (фортов). Вместе с этим следует отметить, что после возведения номерных морских батарей, выявилось принципиальное отличие Кронштадта от остальных морских и сухопутных крепостей – в то время как в классической крепости расположение укреплений подчинено кольцевой системе, защищающей какое-то определенное место, в Кронштадте укрепления располагались линейно с целью преградить движение с запада на восток. То есть оборонительная система Кронштадта имеет четко определенный фронт, фланги и тыл. И именно в эти годы во вторую половину XIX в. эта его особенность наглядно проявилась.

Данный период развития Кронштадта так же оставил нам немало памятников. На Константиновской батареи сохранился и доступен для осмотра один из четырех броневых брустверов – 5-и орудийный конструкции подполковника Шведе (в остальном, это укрепление было сильно реконструировано в «бетонную» эпоху). Сохранились так же многие морские батареи, хотя в большинстве своем они претерпели сильные разрушения. В относительно неплохом состоянии находится Морская батарея №3, на которой, не смотря на позднюю реконструкцию, остались практически нетронутыми обширные кирпичные казематы и подбашенные отделения.

* * *

Очередной качественный скачок в развитии артиллерии – появление фугасных снарядов – предопределил начало следующего этапа развития крепости: фортификационные сооружения стали возводить из бетона. Строго говоря, бетон и ранее использовался при возведении оборонительных сооружений (например, на батарее Князь Меншиков из него отлили перекрытия орудийных казематов), но для защитных конструкций этот материал, значительно превосходящий по прочности каменную кладку, стали применять лишь в 1890-е гг. после появления фугасных снарядов.

Первым полностью бетонным (а точнее, бетонно-земляным) сооружением Кронштадта стала мортирная батарея № 1, возведенная на о. Котлин. В последующие годы развернулось грандиозное по своим масштабам строительство бетонных батарей по всей крепости. Наиболее важными объектами, возводившимися в это время, стали два новых морских форта «Обручев» и «Тотлебен», каждый из которых представлял собой ряд состыкованных друг с другом батарей, различных калибров. Строительство этих сооружений стало наиболее затратным предприятием крепости за все время ее существования. Фактически до самой Октябрьской революции эти форты непрерывно находились в стадии постройки и реконструкции.

Форт Тотлебен. фото Д.Шелехова

Кроме этих значительных комплексов, существенной перестройке подверглась батарея Константин, в пределах которой, демонтировались броневые брустверы (кроме одного, сохранившегося и поныне) и возводился ряд бетонных позиций для артиллерии различных калибров. В это же время демонтируются и устаревшие броневые (железные) башни на Морской Южной батарее № 3 (ставшей наименоваться фортом Милютин), а вместо них кирпичная постройка надстраивается бетонными конструкциями для новой открытой батареи для 6-дм орудий Канэ. Кроме форта Милютин и батареи Константин, из старых морских батарей реконструируется в бетоне лишь Северная № 1. Остальные номерные батареи остаются в прежнем виде. Не менее важным было строительство бетонных батарей и на о. Котлин, где помимо упомянутой мортирной батареи № 1 возводится целый ряд других. Так на месте бывшей крепости Александр-шанец и южнее ее возводится единый комплекс из трех состыкованных друг с другом батарей, названный Объединенной батареей Шанц. Пожалуй, именно этот объект благодаря своей относительно неплохой сохранности и доступности является в настоящее время наиболее удобным для осмотра объектом Кронштадтской крепости.

Морская Северная батарея №1. фото С.Малахова

Но период бетонного строительства, не смотря на свою непродолжительность, так же делится на этапы! И виной тому все ускоряющееся развитие военной науки и техники. Новые успехи артиллерии и флота – появление с 1906 г. линейных кораблей дредноутного типа – не замедлили внести свои коррективы в крепостное дело. Требовалось принятие кардинальных мер по дальнейшему развитию крепости и такой мерой стало строительство двух вынесенных на запад береговых фортов Ино и Красная Горка. Эти форты стали новым типом укреплений для крепости, основой каждого из них являлась группа береговых батарей, обнесенная долговременным сухопутным фронтом, рассчитанным на отражение атак морских десантов. В дополнение к этим двум фортам на самой западной оконечности о. Котлин возвели еще одну бетонную батарею, получившую название Риф. Строительство всех этих укреплений началось в 1909–1910 гг. и осуществлялось с учетом опыта Русско-японской войны 1904–1905 гг. В частности, батареи стали снабжать единой подбрустверной галереей, объединяющей все казематированные помещения и орудийные дворики батареи; этим новые батареи заметно отличались от бетонных батарей 1895–1905 гг. постройки, казематы в которых изолировались друг от друга.

Батарея Риф. фото С.Малахова

Форты Ино и Красная Горка перетерпели ряд изменений уже в ходе строительства, поскольку с 1912 г. здесь начали возводить 12-дм открытые и башенные батареи, не запланированные в рамках первоначальных проектов. Новейшая 305-мм артиллерия, изготовленная отечественной промышленностью, стала последним словом в развитии дореволюционного Кронштадта. Она же стала и важнейшим элементом Советского Кронштадта, прекрасно зарекомендовав себя на протяжении своей долгой службы. Но это уже другая история…

Форт Ино. Оголенная напольная стена башенной 12-дм батареи. фото С.Малахова

* * *


главная || форум || eng || контакты || новое на сайте || ссылки || "черная книга"  

наверх

При цитировании материалов сайта указывайте ссылку на kaponir.aroundspb.ru