kaponir.aroundspb.ru
  ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО

ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО - ГЛАВНАЯ
Библиотека || Кронштадтская крепость

Кронштадт – ключ к успеху для любого нападения на Россию с моря в районе Балтики.
Захватите Кронштадт, и Санкт-Петербург у ваших ног, русский флот перестал
существовать, а Россия низведена до положения, которое она занимала до Петра
Великого… Но если мы понимаем решающее значение Кронштадта, то понимают его и
русские, которые действовали соответствующим образом…
Ф. Энгельс


ПРЕДИСЛОВИЕ

За многие годы существования Кронштадта вышло немало популярных книг и научных трудов, опубликованы десятки статей, раскрывающих историческую значимость и роль этого небольшого островного города в защите Петербурга – Петрограда – Ленинграда, неоценимый вклад его выдающихся ученых и инженеров в развитие науки и техники, простых работных людей, солдат и матросов – в создание и совершенствование наиболее целесообразных способов строительства и его организации, известных русских мореходов – в осуществление многих путешествий и кругосветных плаваний, замечательных географических открытий, искусных флотоводцев, одержавших не одну блистательную победу на разных морях, – в тактику ведения морских сражений. И если история города в основном освещена, то история Кронштадтской крепости – самого мощного фортификационного сооружения на Балтике – вследствие ряда причин, в частности из-за ее стратегически важного положения вплоть до завершения Великой Отечественной войны, до сих пор изобилует «белыми пятнами».

Авторы, основываясь на многих фактических материалах, обнаруженных ими в военно-морских архивах и в различной, подчас малодоступной, исторической литературе, стремились в строгой хронологической последовательности как можно подробнее изложить историю Кронштадтской крепости с момента ее закладки и до окончания Великой Отечественной войны, осветить наиболее значительные этапы строительства, развития и практического использования этого единственного в своем роде отечественного фортификационного сооружения.

В книге публикуются неизвестные до сего времени сведения о строительстве первого русского морского форта «Кроншлот»; исходя из выполненных авторами детальных исследований указываются его точные размеры, уточняется количественный состав гарнизона, а также число орудий, установленных на форту.

В предлагаемой читателям монографии весьма подробно описывается создание проектов и строительство островных и морских фортов, различных фортификационных сооружений, гаваней, ряжевых и свайных преград. Авторы полагают, что представят также интерес неосуществленные проекты крепости, которые им удалось обнаружить в архивах.

Строительство крепости велось в крайне тяжелых условиях. Возведение на водном пространстве крупных фортификационных сооружений требовало проведения серьезных научных и инженерных изысканий, решения многих сложных задач, с которыми русские ученые, инженеры и строители успешно справились. Тщательный анализ архивных материалов позволил подробно описать те многообразные трудности, которые возникали перед строителями в данный исторический период, изложить и оценить весьма совершенные по тому времени способы ведения работ, рациональ- [стр. 11] ную их организацию, вернуть к жизни имена безвестных ранее созидателей крепости, вложивших огромный труд в создание мощных оборонительных сооружений, которые сыграли также важную роль в регулярности планировки и архитектурном облике всего города.

На акватории между о. Котлин, северным и южным берегами Финского залива в труднейших условиях противоборства со штормами, наводнениями и ледоходами было построено 17 морских фортов, 3 из которых соединены дамбами с о. Котлин. Впервые в мировой практике фортификационного строительства форты были вынесены за ограду основной крепости, осуществлено скрытое фланкирование промежутков между фортами, создана мощная минно-артиллерийская позиция, построены броневые брустверы и бетонные перекрытия на многоярусной казематированной батарее «Князь Меншиков», возведены укрепления, не имеющие себе равных.

Установлено также 8 км каменных, 54 км ряжевых и 40 км свайных подводных преград. По льду и на кораблях для строительства упомянутых сооружений доставлены многие миллионы кубических метров грунта, камня и песка.

В результате самоотверженного труда строителей крепости, работавших небывало высокими для того времени темпами, созданные ими укрепления и сооружения отличает хорошее качество, надежность и долговечность, а также весьма привлекательный архитектурный облик. Многие из них дошли до нашего времени почти в первозданном виде.

Все изложенное в книге иллюстрируется цветными и черно-белыми фотографиями картин, рисунков, чертежей крепости и различных сооружений, хранящихся в фондах многих музеев и архивов. Около 200 снимков публикуется впервые. Часть исторических документов, карт и схем приводится в соответствии с их оригиналами.

Авторы выражают благодарность сотрудникам Центрального государственного архива Военно-Морского Флота СССР, Центрального военно-морского музея и Центральной военно-морской библиотеки за большую помощь в подборе материалов и полезные советы при подготовке рукописи к изданию.

Авторы


главная || форум || eng || контакты || новое на сайте || ссылки || "черная книга"  

наверх

При цитировании материалов сайта указывайте ссылку на kaponir.aroundspb.ru