kaponir.aroundspb.ru
  ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО

ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО - ГЛАВНАЯ
Финская фортификация Библиотека

Система укреплений финнов
на Карельском перешейке


Военная мысль, №10-11, 1944 г., с. 88-95
Из фондов Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург)

Более двух с половиной лет укрепляла финская армия свои позиции на Карельском перешейке, намереваясь прочно удержать захваченный ею в 1941 г. плацдарм на подступах к Ленинграду. Оборона финнов опиралась на исключительно благоприятные природные условия Карельского перешейка. Перерезав перешеек своими укреплениями, финны развили их на глубину до 90 км (считая по прямой от Белоострова до Выборга), стремясь прочно прикрыть наиболее важное операционное направление, ведущее на Выборг. Для защиты Карельского перешейка финны создали:
–первую полосу обороны главным образом средствами полевой фортификации (эта полоса строилась в условиях непосредственного соприкосновения с нашими войсками);
–вторую полосу обороны (в 20—30 км от первой), насыщенную мощными современными средствами долговременной фортификации; отсечные позиций между первой и второй полосами обороны, построенные по основным дорогам; средствами полевой фортификации укрепили побережье Финского залива;
–третью полосу обороны, частично восстановив разрушенные в 1939–1940 гг. сооружения «линии Маннергейма» и дополнив оборудование основных участков средствами полевой фортификации;
–внешний оборонительный обвод южнее и юго-восточнее Выборга, непосредственно прикрывавший этот важный стратегический пункт.

Рассмотрим, что представляла собой каждая из этих оборонительных полос и каково было их значение в общей системе обороны Карельского перешейка.

Схема 1
схема 1

Первая полоса обороны. Передний край или главная оборонительная линия (по финской терминологии) первой полосы обороны общим протяжением около 90 км проходила по р. Сестра через Стар. Белоостров, Мусталово, по западному берегу озера Лембаловское, р. Вийси-йоки и левым флангом примыкала к Ладожскому озеру (схема 1). На правофланговом участке первой полосы местность лесисто-болотистая, среднепересеченная; на центральном – резко пересеченная, с большим количеством возвышенностей, левофланговый участок – лесисто-болотистый почти на всем своем протяжении вплоть до Ладожского озера.

Оборона была построена по принципу узлов обороны и опорных пунктов, которые располагались преимущественно на тактически важных направлениях, на выгодной местности и в районах населенных пунктов. В состав каждого узла обороны входило несколько опорных пунктов. Промежутки между узлами обороны и опорными пунктами прикрывались одной или двумя траншеями, а также плотным артиллерийско-пулеметным и минометным огнем из глубины и с соседних опорных пунктов. Фортификационные сооружения в промежутках были подготовлены для занятия их войсками, что соответствует принципиальной уставной схеме финской обороны.

Узлы обороны и опорные пункты строились применительно к особенностям местности с учетом важности прикрываемых направлений. Их фортификационное оборудование и степень обеспечения огневыми средствами были различны, в зависимости от важности прикрываемого направления. Большинство опорных пунктов было приспособлено к круговой обороне, но все же основная масса фортификационных сооружений и огневых средств сосредоточивалась по фронту и на флангах.

Основным элементом фортификационного оборудования узлов обороны и опорных пунктов, даже и тех, которые располагались в населенных пунктах, являлась хорошо развитая система траншей и ходов сообщения с открытыми площадками для пулеметчиков, стрелков и автоматчиков. На наиболее ответственных участках (прикрытие дорог) строились развитые огневые позиции для станковых и ручных пулеметов. Наряду с траншеями имелось некоторое количество дерево-земляных сооружений легкого и противоосколочного типа. Густая сеть траншей и большое количество дополнительных пулеметных площадок позволяли противнику создать большую плотность огня в нужном направлении.

Опорные пункты, как правило, обносились проволочными заграждениями в несколько рядов. Заграждения на основных направлениях создавались на всю глубину оборонительной полосы (1,5–2 км).

Главная линия обороны состояла из сплошной траншеи полного профиля и выдвинутых вперед позиций для пулеметов и групп стрелков. Траншея была оборудована огневыми сооружениими, преимущественно открытого типа, но в ряде мест имелись сооружения противоосколочного типа. Непосредственно перед главной линией обороны финны построили густую сеть противотанковых и противопехотных препятствий.

Главная линия обороны составляла передний [страница 89] край позиции главного сопротивления – наиболее сильно укрепленной части всей оборонительной полосы. Именно здесь располагались дерево-земляные огневые точки. Позиция главного сопротивления состояла из ряда опорных пунктов, подготовленных для круговой обороны и соединенных траншеями. В 300–800 м от главной линии обороны проходила сплошная, а в отдельных случаях прерывчатая траншея, где располагались ротные резервы. Эта траншея в боевом отношении оборудовалась слабее, чем первая. Во второй траншее было несколько дзотов легкого типа. Прикрывалась она проволочными заграждениями в 2–3 кола.

В 400–700 м от второй траншеи находилась третья, где располагались батальонные резервы. Затем шла четвертая траншея, которую финны называли опорной линией. Четвертая траншея ограничивала с тыла главную полосу сопротивления и являлась рубежом прикрытия артиллерии. Ее назначение состояло также и в том, что она служила опорной позицией тактических резервов, используемых для контратак. Эта траншея проходила по наивыгоднейшим участкам местности, преимущественно по передним скатам холмов, и была наиболее полно оборудована огневыми сооружениями. Перед опорной линией устанавливались сильные проволочные препятствия (в 3–5 рядов).

За опорной линией на глубине 1,5–3 км от переднего края располагалась артиллерия. Противотанковые средства находились на рубеже первой траншеи на специально оборудованных для них позициях.

Схема 2
схема 2

Система обороны, примененная в первой оборонительной полосе, более наглядно показана на схеме 2, где изображен участок обороны в районе Стар. Белоострова. Здесь имелось четыре сплошных траншеи. Перед каждой из них финны строили не менее одной линии проволочных заграждений, а в некоторых местах – две и три, в зависимости от важности направления. Чаще всего встречались рогатки, установленные в два ряда и усиленные спиралью Бруно, а также малозаметные препятствия шириной до 10 м. Промежутки между препятствиями минировались. Проволочные заграждения перед первой траншеей располагались на расстоянии 30–50 м с тем, чтобы их можно было прикрывать фланкирующим пулеметным огнем. Перед второй, третьей и четвертой траншеями были поставлены проволочные заборы в 3–5 кольев. Большое внимание уделялось устройству противотанковых и противопехотных препятствий. Как сами препятствия, так и подступы к ним прикрывались сильным огнем, особенно на танкоопасных направлениях.

Другой узел обороны, созданный в районе Белоострова, прикрывал основную железнодорожную магистраль Ленинград – Выборг и Приморское шоссе. Состоял он из трех опорных пунктов, связанных между собой сплошными траншеями. Один опорный пункт располагался на правом фланге, на перекрестке Приморского шоссе и железной дороги, идущей из Сестрорецка. Второй опорный пункт (центральный) находился в районе железнодорожной станции Белоостров, а третий (левофланговый) прикрывал рокаду Сестрорецк – Стар. Белоостров. Передний край всего участка обороны проходил вдоль Приморского шоссе до правофлангового опорного пункта, поворачивал на северо-восток по правому берегу р. Сестра и далее шел по левому ее берегу.

Узел обороны опирался на систему эшелонированных траншей. Первая траншея проходила по переднему краю на веем его протяжении. Через каждые 30–50 м в ней были устроены пулеметные площадки. Кроме того, имелось значительное количество пулеметных дзотов. Траншея прикрывалась проволочными заграждениями вдоль Приморского шоссе в [страница 90] 2–3 кола, на правом фланге – рогатками в 2 ряда и проволочным забором в 3 кола, в центре и на левом фланге – спиралью Бруно и рогатками в один ряд. Проволочные заграждения усиливались минными полями, особенно на флангах. Вторая, третья и четвертая траншеи прикрывались проволочными заборами в 3 кола.

Вторая траншея была менее насыщена пулеметными дзотами и стрелковыми ячейками. В ее системе находились позиции для 50-мм и 81-мм минометов, отдельных противотанковых орудий и 75-мм пушек для ведения огня прямой наводкой. В системе третьей и четвертой траншей располагались 120-мм минометы (в 300–800 м от переднего края) и артиллерия (75-мм) – в 2–3 км от переднего края.

Строя свою оборону, финны стремились использовать для организации опорных пунктов в первую очередь возвышенности. Но поскольку природные условия не позволяли осуществить это по всему фронту, им приходилось приводить в оборонительное состояние низкие и заболоченные участки. В таких местах они строили дерево-земляные валы, служившие как для обороны, так и для маскировки движения вдоль фронта.

Фортификационные сооружения располагались линейно, в глубину были развиты слабо. Огневая мощь их также была незначительной, но такие участки надежно прикрывались пулеметным, минометным и артиллерийским огнем с соседних опорных пунктов.

Схема 3
схема 3

Рассмотрим еще один узел обороны первой оборонительной полосы, созданный на участке от восточного берега Лембаловского озера до р. Вийси-йоки (схема 3). Этот узел состоял из 5 опорных пунктов и прикрывал направление на Кексгольм, железную и шоссейную дороги Ленинград – Кексгольм, рокаду Грузино – п. Коросары. Три опорных пункта были расположены по фронту, а два – в глубине. Передний край проходил по господствующим высотам, примыкая на правом фланге к Лембаловскому озеру, а на левом – к р. Вийси-йоки. Так же как и в первых двух рассмотренных выше узлах, основу обороны здесь составляли траншеи, соединенные ходами сообщения. Наиболее развитой система траншей была в трех опорных пунктах, расположенных по фронту и особенно на правом фланге. Сильнее в огневом отношении и фортификационном оборудовании являлась первая, сплошная траншея. Она прикрывалась на всем своем протяжении проволочными заграждениями (рогатки в 3–5 рядов, а на отдельных участках перед рогатками устанавливалась спираль Бруно). Кроме того, устраивались противотанковые и противопехотные минные поля. Вторая и третья траншеи не были сплошными, огневое насыщение их было меньшим. Вторая траншея прикрывалась проволочными заборами в 3 кола. За третьей траншеей, перед артиллерийскими позициями, имелось 2 ряда проволочных препятствий в 3 кола каждый. В промежутке шириною до 100 м между рядами были установлены противопехотные мины, В глубине обороны, в 200–300 м от переднего края, располагались позиции для минометов, в 300–500 м – для противотанковой артиллерии, а в 1,5–2,5 км – артиллерийские позиции (75-мм).

Мы рассмотрели наиболее характернее участки первой полосы обороны. Как видим, основу их фортификационной системы составляли эшелонированные в глубину траншеи, служившие как бы фундаментом для опорных [страница 91] пунктов. Типичными огневыми сооружениями являлись открытые площадки для пулеметов, дзоты, открытые ячейки для автоматчиков и стрелков. Наиболее сильно оборудованными в огневом отношении были первая и вторая траншеи. Общая глубина первой полосы обороны не превышала 2,5–3 км, включая позиции артиллерии.

В целом рассмотренная оборонительная полоса являлась передовой в общей системе обороны Карельского перешейка, прикрывавшей подступы ко второй оборонительной полосе.

Вторая (главная) оборонительная полоса была расположена з 20–30 км от первой. Ее передний край (общей протяженностью до 100 км) проходил по линии Мятсякюля, Саха-Кюля, Кутерселькя, Кивеннапа, южнее Рауту и примыкал левым флангом к южному берегу оз. Сувантоярви. Использовав резко пересеченную местность, финны создали сильные опорные пункты на высотах в Кутерселькя, Котселькя, Кивеннапа, на перекрестках важнейших дорог и в крупных населенных пунктах. Опорные пункты второй полосы, помимо дзотов, открытых пулеметных площадок, ячеек для стрелков и артиллерийских позиций, были насыщены долговременными железобетонными огневыми точками и убежищами. Здесь финны применяли бронеколпаки, установленные на железобетонные казематы, которые располагались непосредственно у траншей, и артишлерийско-пулеметные доты, представлявшие собой железобетонные сооружения в два-три каземата. Артиллерийский дот бы[л] вооружен 5б-мм или 75-мм пушкой и одним или двумя тяжелыми пулеметами и имел колпак для наблюдения, визуального или через перископ. Необходимо отметить, что артиллерийские доты устанавливались главным образом на основных направлениях по обеим сторонам дорог. Во второй полосе имелось в общей сложности около 960 железобетонных сооружений различных типов и назначения. На один километр фронта (в районе Тилима) приходилось 43 железобетонных сооружения, из них: артиллерийско-пулеметных – 2, с бронеколпаком – 10, наблюдательных пунктов – 1, убежищ – 25, открытых железобетонных артиллерийских площадок – 4, открытых железобетонных пулеметных площадок – 1.

Большое внимание финны уделили созданию прочной системы противотанковой обороны, которая была организована на всю глубину оборонительной полосы (на основных дорожных магистралях). Для этой цели они широко использовали естественные и искусственные противотанковые препятствия, артиллерию, противотанковые ружья и минные поля. Противотанковые препятствия устанавливались не ближе 100 м от переднего края. На танкоопасных направлениях они устраивались в несколько рядов как перед передним краем, так и внутри оборонительной полосы, с широким использованием естественных преград (топкие болота, озера). Наиболее распространенным видом искусственных противотанковых препятствий являлись гранитные надолбы (высотой 1,2–1,5 м, весом 1,5–2 т). Они устанавливались в 2–5 рядов, расстояние между ними по фронту и по глубине равнялось 2,5–3 м. Надолбы были посажены в землю на 30–40 см. [страница 92] Высота их над уровней земли и промежутки между ними делались различными для того, чтобы затруднить укладку на них настила. Камни для надолб применялись таких размеров и формы, чтобы в любом положении они служили препятствием для танков. Гранитные, железобетонные и другие надолбы устанавливались в эскарп глубиной 1,2–1,4 м, с отвесной стенкой со стороны фронта. Этот эскарп маскировал надолбы и препятствовал их разрушению огнем из танков.

За надолбами вдоль всего переднего края в 30–50 м от первой траншеи проходил проволочный забор в 3–7 кольев, шириною от 5 до 10 м, усиленный колючей проволокой в наброс. В некоторых местах такой проволочный забор проходил и перед надолбами. Фасы противотанковых и проволочных заграждений были прямолинейны, протяжением от 100 до 300 м и находились под фланговым и косоприцельным артиллерийско-пулеметным огнем из дотов и с открытых позиций. Перед передним краем обороны был организован двух-трехслойный артиллерийско-пулеметный огонь из дотов, дополняемый огнем пехоты с открытых позиций.

Схема 4
схема 4

На схеме 4 показан один из узлов обороны второй оборонительной полосы, устроенный в районе Мятсякюля. Этот населенный пункт расположен у берега Финского залива, на пересечении дорог Ленинград–Выборг, Мятсякюля–Койвисто–Выборг. Узел обороны состоял из четырех опорных пунктов, приспособленных к круговой обороне. Два из них были вынесены вперед на господствующие высоты, расположенные на левом берегу р. Ваммельсуун-йоки, и являлись как бы предмостными. Остальные располагались на правом берегу реки, составляя главную позицию сопротивления на этом участке. Костяком обороны в опорных пунктах являлись железобетонные огневые сооружения. На один километр фронта здесь приходилось 43 железобетонных сооружения, из них: артиллерийских дотов с бронеколпаками для пулеметов – 1, артиллерийских открытых железобетонных площадок с укрытием для пушки – 5, пулеметных дотов с бронеколпаками – 10, без бронеколпаков – 2, наблюдательных пунктов – 2, убежищ (на 20–22 человека) – 23.

Вдоль правого и левого берегов были отрыты сплошные траншеи полного профиля. Через каждые 30–50 м имелись площадки для ручных и станковых пулеметов; особенно были развиты ячейки для стрелков и автоматчиков (через каждые 4–8–10 м). Траншеи соединялись крытыми ходами сообщения с огневыми точками и убежищами.

По всему переднему краю проходила сплошная полоса гранитных надолб, установленных в 4 ряда. За надолбами в 15–20 м – проволочный забор в 5 кольев, усиленный колючей проволокой в наброс. Естественным противотанковым и противопехотным препятствием служила р. Ваммельсуун-йоки с ее крутым правым берегом, недоступным для танков. Вдоль берега реки перед второй траншеей был также установлен проволочный [страница 93] забор в 5 кольев, усиленный проволокой в наброс.

С юга участок обороны прикрывался Финским заливом, а в тылу – противотанковым рвом, который перекрывал дорожные магистрали и своими флангами упирался в Финский залив и р. Ваммельсуун-йоки. В целом район Мятсякюля был приспособлен к самостоятельной противотанковой и противопехотной круговой обороне.

Схема 5
схема 5

На схеме 5 показан опорный пункт Кутерселькя, который прикрывал основную рокаду, соединяющую главные дорожные магистрали, ведущие к г. Выборг, проселочную дорогу Райвола – Кутерселькя и одновременно служил отсечной позицией, прикрывавшей фланг второй оборонительной полосы с востока. С юго-востока через заболоченный лес к этому населенному пункту идет единственная проселочная дорога. С северо-востока и юго-запада от Кутерселькя лежат труднопроходимые болота. Через весь передний край проходила траншея полного профиля. Она соединялась со всеми железобетонными дотами и убежищами, крытыми ходами сообщения. Перед передним краем была установлена полоса гранитных надолб в 4 ряда. Перед ними располагалось противотанковое минное поле. В целом вторая полоса обороны Карельского перешейка была рассчитана на длительное сопротивление. С этой целью финны насытили ее большим количеством железобетонных пулеметных и артиллерийских огневых точек, убежищ, гранитных надолб, помимо различных сооружений открытого типа.

Третья полоса обороны, так же как и первые две, была построена по принципу опорных пунктов, прикрывавших все основные дорожные направления, ведущие к г. Выборг. Передний край ее, общей протяженностью около 160 км, проходил по восточной оконечности озера Кипинолан-ярви, перекрывал дефиле между этим озером и озером Куолем-ярви, далее шел по рубежу Сумма до озера Муолан-ярви на Муола, по северо-западному берегу озера Яюряпян-ярви, перекрывая дефиле к озеру Вуокси, по северным берегам озер Вуокси и Суванто-ярви и примыкал к побережью Ладожского озера. На основных путях, ведущих к Выборгу, противник создал мощные опорные пункты в Мурила, Рёмпетти, Липола, Сумма, Лейпясуо, Муола и др.

Основным элементом фортификационного оборудования опорных пунктов являлась система траншей и ходов сообщения с открытыми площадками для пулеметчиков, автоматчиков и стрелков.

Перед передним краем обороны были построены проволочные заграждения в один–два и три кола. Из противотанковых препятствий имелись гранитные надолбы и рвы (на отдельных и важных участках обороны) в сочетании с естественными преградами (болота, реки, озера).

Схема 6
схема 6

На схеме 6 показан участок обороны в районе Сумма, высота 62,4, прикрывавший Выборгское шоссе и грунтовые рокадные дороги. Траншейная система здесь была развита преимущественно на флангах. Частично использовались разрушенные доты старой «линии Маннергейма» как в качестве укрытий, так и для огневых позиций. Круговая оборона обеспечивалась отдельно построенными небольшими участками траншей с открытыми пулеметными площадками и ячейками для стрелков. В глубине обороны (на 2 км) были отрыты три противотанковых рва, которые примыкали своими флангами к естественным препятствиям (болото Сур-суо и р. Сумма-йоки).

Опорный пункт, созданный финнами на высоте 62,4, седлал развилку шоссе на Выборг, прикрывал рокаду в Лейпясуо и защищал дефиле между болотами Муна-суо и озером Сумма-ярви. Здесь имелись три траншеи (удаление второй траншеи от первой 300–400 м и третьей от второй – 500–600 м). Первая и третья траншеи были наиболее полно насыщены площадками для пулеметов, автоматов и ячейками для стрелков, вторая оборудовалась стрелковыми ячейками. Траншеи не были соединены ходами сообщения. В 3–3,5 км от переднего края за третьей траншеей располагались огневые позиции для 75-мм орудий. Перед передним краем третьей полосы обороны был отрыт противотанковый ров, кото- [страница 94] рый своим левым флангом примыкал к болоту Вало-суо и правым к р. Мая-йоки, далее он переходил в контрэскарп по р. Мая-йоки до болота Сyp-суо. Перед передним краем и противотанковым рвом располагались гранитные надолбы, установленные в 4 ряда.

Схема 7
схема 7

На схеме 7 показан участок обороны, прикрывавший ст. Лейпясуо (железная дорога Ленинград – Выборг). Здесь были оборудованы три опорных пункта, располагавшихся на господствующих высотах. Правофланговый опорный пункт седлал развилку полевых дорог, ведущих к ст. Лейпясуо. Здесь финны соорудили две траншеи (нe сплошные) полного профиля с площадками для пулеметов и стрелков. Перед траншеями были установлены проволочная сеть в 3 кола, а в глубине за второй траншеей гранитные надолбы в 4 ряда и проволочная сеть в 3 кола.

Опорный пункт, расположенный в центре данного узла обороны, прикрывал рокаду между железной дорогой Ленинград – Выборг и грунтовой дорогой, идущей на Лейпясуо. По переднему краю проходила сплошная траншея полного профиля. В 700–900 м от нее финны соорудили вторую траншею, оборудованную слабее первой.

Опорный пункт на левом фланге седлал железную дорогу Ленинград – Выборг и непосредственно прикрывал подступы к ст. Лейпясуо. Здесь были три прерывчатые траншеи (удаление второй от первой 400–600 м, третьей от второй – 300–400 м). Первая траншея была вынесена на противоположный берег реки Перо-йоки, а две другие располагались за рекой. Перед первой и второй траншеями имелись проволочные препятствия в 3 кола. На правом фланге узла обороны противник установил гранитные надолбы в 3–4 ряда, примыкавшие к заболоченному участку, а левым флангом к возвышенности с крутыми танконедоступными склонами. На левом фланге противотанковыми препятствиями являлись река Перо-йоки, болото Сур-суо и озеро Тастон-Ламмет. B глубине узла, за р. Перо-йоки, для прикрытия развилки полевых дорог, ведущих к ст. Лейпясуо, был создан небольшой опорный пункт, оборудованный одной полукольцевой траншеей. Противотанковым препятствием на этом направлении являлась р. Перо-йоки.

В целом, как мы видим, инженерное оборудование и насыщение огневыми средствами третьей оборонительной полосы были более слабыми, чем первой и второй оборонительных полос.

Система обороны в районе Выборга. Помимо трех оборонительных полос, на Карельском перешейке финны создали еще внешний обвод укреплений, непосредственно прикрывавший г. Выборг (схема 8).

Схема 8
схема 8

Центральная часть Выборгского оборонительного рубежа проходила по южной и юго-восточной окраинам города. Покрытая цепью невысоких холмов, с валунами и лесом, она создавала благоприятные условия для обороны и маскировки переднего края. Далее передний край шел по южным и юго-восточным окраинам пригородов Корьяла, Таммисуо. Открытая и ровная местность перед передним краем хорошо просматривалась противником на глубину до 3 км.

Участок обороны, расположенный на полуострове (правый фланг внешнего обвода), прикрывал шоссе Койвисто – Выборг, а также (во взаимодействии с гарнизонами островов, расположенных в Финском зализе) подходы к порту Выборг со стороны Финского залива. Левофланговый участок прикрывал подступы к пригородам Корьяла и Таммисуо. Передний край представлял сплошную траншею полного профиля общим протяжением около 40 км. В районе пригорода Корьяла были две траншеи, оборудованные выносными и примкнутыми площадками для легких пулеметов, стрелков и автоматчиков, обеспечивавших многослойный фланговый и косоприцельный огонь перед передним краем. Типы фортификационных сооружений, возведенных на рубеже внешнего обвода Выборга, были в основном те же, что и на второй обо- [страница 95] ронительной полосе. По заболоченным участкам с высоким стоянием грунтовых вод траншея возводилась полунасыпного и насыпного типа. Позиции для противотанковых ружей и артиллерии располагались непосредственно в траншеях или за ними. Из намеченных к постройке железобетонных сооружений финны полностью закончили, лишь небольшое количество убежищ.

Противотанковой обороне уделялось исключительно большое внимание. По внешнему обводу города она строилась с максимальным учетом всех естественных препятствий – озер, рек и болот – и усиливалась искусственными заграждениями. На отдельных участках в качестве препятствия использовалась железнодорожная насыпь окружной железной дороги, а также гранитные надолбы, установленные в 1–2 линии по 4 ряда в каждой. Перед ст. Выборг финны построили железобетонную стенку-барьер (преграждавшую движение по железкой дороге), которая правым флангом упиралась в крутой скат высоты, а левым – в железнодорожную насыпь. Проволочные заборы в качестве противопехотных препятствий имелись только на отдельных участках обороны.

* * *

Как видно из изложенного, инженерная подготовка Карельского перешейка производилась финнами с основной задачей обеспечить Выборгское операционное направление. Учтя опыт войны 1939–1940 гг., они стремились создать здесь современную, глубоко эшелонированную оборону с мощными железобетонными и броневыми сооружениями. Для решения этой задачи с начала 1942 г. финны развернули работу по сооружению на Выборгском направлении нескольких оборонительных полос и оборудованию ряда сильных опорных пунктов на господствующих высотах, седлающих основные дороги, идущие к Выборгу.

Максимально используя природные условия и естественные рубежи, финны оборудовали первую оборонительную полосу, главным образом средствами полевой фортификации, вторую (главную) – средствами мощной современной долговременной фортификации; построили отсечные позиции между первой и второй полосами, создали полевые укрепления на побережье Финского залива, использовали в качестве третьей полосы линию «Маннергейма», частично восстановив разрушенные в 1939–1940 гг. фортификационные сооружения и усилив ее средствами полевой фортификации, соорудили внешний обвод вокруг Выборга как последнее прикрытие этого важного стратегического пункта. По размаху проведенных работ и подготовительным мероприятиям можно предполагать, что финны намечали провести значительно большую программу строительства, чем им удалось осуществить к началу наступления Красной Армии на Карельском перешейке (к 10 июня 1944 г.). Повидимому, намечалось развить каждую из оборонительных полос е глубину. Это предположение подтверждается, в частности, начатой отрывкой противотанковых рвов в районе Мятсякюля и Тилима.

Из всех многочисленных железобетонных сооружений, построенных финнами, наиболее современными были казематированные убежища с броневым колпаком в толще покрытия (пулеметные доты, наблюдательные пункты и артиллерийско-пулеметные полукапониры). Такое сочетание, обеспечивая большую сопротивляемость, позволило создать низко сидящие сооружения, легко маскируемые и мало уязвимые.

Первая оборонительная полоса была создана в полном соответствии с полевым уставом финской армии в виде позиций боевого охранения и позиции главного сопротивления. Первые выносились вперед на 400–600 м, в зависимости от местности, с использованием всех ее преимуществ.

Основное назначение позиции боевого охранения – затруднить разведку позиции главного сопротивления и предотвратить возможность неожиданного нападения. Позиция главного сопротивления состояла из отдельных опорных пунктов, связанных между собой траншеями. Глубина ее – 1500–2500 м.

Вторая и третья полосы обороны в основном строились по тому же принципу. Позиция главного сопротивления второй полосы состояла из мощных опорных пунктов, оборудованных средствами долговременной фортификации. Внешний обвод Выборга строился по крепостному принципу, с созданием сплошной линии обороны. Финнам не удалось закончить намечавшийся план фортификационного оборудования своей обороны на Карельском перешейке. И все же они создали, как мы видим, три мощных оборонительных полосы и укрепленный пояс вокруг Выборга, богато насытив их долговременными фортификационными сооружениями, что превратило перешеек в сильно укрепленный оборонительный плацдарм. Овладение этим плацдармом с преодолением долговременной обороны и множества естественных преград, представляло исключительно трудную задачу. Однако войска Ленинградского фронта блестяще решили ее. Наступление качалось 10 июня, 15 июня была прорвана вторая (главная) полоса обороны, 18–19 июня – третья, а 20 июня, преодолев оборонительный обвод, наступавшие войска заняли город и крепость Выборг.

Инженер-майор С. ЖАРКОВ
Инженер-майор З. БРАУДЕ


главная || форум || eng || контакты || новое на сайте || ссылки || "черная книга"  

наверх

При цитировании материалов сайта указывайте ссылку на kaponir.aroundspb.ru