kaponir.aroundspb.ru
  ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО

ОБОРОНИТЕЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО - ГЛАВНАЯ
Финская фортификация Библиотека

Противотанковая оборона финнов
на карельском перешейке


Журнал бронетанковых и механизированных войск, №10, 1944 г., с. 31-37
Из фондов Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург)

Инженер-майор З. Брауде
Инженер-майор С. Жарков

схема 1. Расположение препятствий на Карельском перешейке
схема 1. Расположение препятствий на Карельском перешейке

Инженерная подготовка к обороне Карельского перешейка проводилась финнами с основной целью – прикрыть Выборгское оперативное направление.

Финны, учтя опыт войны 1939 – 1940 гг., ставили своей задачей подготовить Карельский перешеек к современной, а следовательно, противотанковой, глубоко эшелонированной обороне. В бетон, сталь и гранит облекли они оборонительные рубежи. Тысячи ДОТ и ДЗОТ в сочетании с природными противотанковыми и противопехотными препятствиями, усиленные искусственными инженерными препятствиями, должны были создать непреодолимую преграду наступающей Красной Армии. Чтобы дать представление о масштабе работ по противотанковой обороне на Карельском перешейке, достаточно сказать, что только на второй полосе обороны было отрыто около 20 км противотанковых рвов и поставлено около 100 км гранитных надолб в 4 ряда, что потребовало около 2 500 000 куб. м гранита.

Войска Ленинградского фронта стремительным штурмом прорвали все оборонительные рубежи и укрепления финнов.

Настоящая статья ставит себе целью ознакомить с системой противотанковой обороны на Карельском перешейке, чтобы дать офицерскому составу наших бронетанковых и механизированных войск возможность сделать для себя ряд практических выводов по вопросу прорыва долговременной оборонительной полосы.

Характеристика местности и обороны
на Карельском перешейке

Местность на правом фланге первой полосы обороны – лесисто-болотистая и среднепересеченная (схема 1), в центральной части – лесистая и резкопересеченная, на левом фланге – лесисто-болотистая.

Передний край первой полосы обороны финнов (свыше 90 км) на всем своем протяжении проходил по господствующей и наивыгоднейшей в отношении противотанковой обороны местности. Максимально были использованы естественные препятствия – болота, р. Сестра и озера. Финский залив прикрывал правый фланг, а Ладожское озеро – левый фланг.

Широкое применение механизированных частей и танков ограничивалось наличием большого количества естественных противотанковых препятствий. Танки в основном могли действовать по дорогам и маневрировать в пределах 100–200 м от них. На танкопроходимых участках местности финны располагали фугасы и противотанковые мины. Дороги были перекопаны и перекрыты деревянными надолбами (район Ст. Белоостров).

Кроме естественных препятствий, финны создали искусственные противотанковые препятствия. Восточный берег р. Сестра эскарпировали. Северо-восточнее Белоострова перед передним краем обороны создали противотанковые минные поля, а в глубине 300–500 м от переднего края отрыли противотанковый ров. Передний край обороны в районе Ст. Белоостров на всем протяжении заминирован противотанковыми минами и фугасами. Далее участок до болота Харвази, резко пересеченный и труднопроходимый для танков, при помощи противотанковых минных полей превращен в еще более танконедоступный. Передний край участка обороны от болота Харвази также заминирован. Рельеф участка обороны до озера Лембаловское резкопересеченный и труднопроходимый для танков; отдельные направления, где возможен проход танков, прикрыты противотанковыми минными полями. На участке обороны между Лембаловским озером и болотом Луми-суо и далее от болота Луми-суо до Ладожского озера также расположено большое количество минных полей.

Местность на всем протяжении фронта второй и третьей полос обороны лесисто-болотистая с резкопересеченным рельефом. Действия танковых и механизированных частей были возможны только по дорогам, проходящим по междуозерным дефиле.

Местность по внешнему обводу города Выборг резкопересеченная, лесистая, с большим количеством водных преград.

При выборе переднего края второго оборонительного рубежа финны уделили значительное внимание максимальному использованию естественных противотанковых препятствий.

На участке Фийокий залив – Сахакюля оборонительный рубеж проходит по правому берегу реки Ваммельсуун-йоки и Райволан-йоки, не представляющих серьезного препятствия для танков и пехоты. Берега, особенно правые, пологие, но, установив гранитные надолбы в 4 ряда и эскарпировав отдельные участки берега, финны сделали реки непроходимыми для танков без помощи саперов. Далее передний край прикрывался на всем протяжении болотами. Правый фланг оборонительного рубежа упирается в Финский залив, а левый – в озеро Суванто-ярви.

На участках обороны, где возможно продвижение танков, были установлены противотанковые гранитные надолбы в 4–5 рядов; кроме того, все естественные препятствия дополнительно усилили надолбами в 2–4 ряда.

Передний край третьей полосы обороны (линия Маннергейма) также выбран с учетом максимального использования естественных противотанковых препятствий. Межозерные дефиле, особенно те, по которым проходят дороги, были преграждены искусственными противотанковыми препятствиями, надолбами, противотанковыми рвами, эскарпами и контрэскарпами.

Несмотря на то, что на подступах к Выборгу имелось много естественных и искусст- [страница 33] венных противотанковых препятствий, финны построили еще железобетонную стену-барьер длиною в 300 м, которая пересекала железную дорогу у станции Выборг.

Характер противотанковой обороны

Противотанковой обороне финны уделяли исключительное внимание. Система их противотанковой обороны слагалась из широкого использования естественных и искусственных противотанковых препятствий, противотанковых минных полей, которые прикрывались огнем противотанковых ружей и группами истребителей танков.

Принципы построения противотанковой обороны характеризуются прежде всего тем, что она организована на всю глубину оборонительной полосы. При этом препятствия использовались с таким расчетом, чтобы иметь возможность обзора и обстрела с главной линии обороны.

Противотанковые препятствия устанавливались, как правило, не ближе 100 м и не далее 200 м от переднего края обороны, обычно впереди проволочного заграждения.

В местах наиболее вероятного движения танков противотанковые препятствия строились финнами в несколько рядов как перед передним краем, так и внутри оборонительной полосы и всегда опирались на естественные препятствия, малодоступные для обхода (топкие болота, озера, крутые берега рек).

В качестве основных искусственных противотанковых препятствий использовались надолбы – гранитные, железобетонные, деревянные из бревен и в виде ящиков, заполненных камнями. Противотанковые рвы – прямоугольной и треугольной формы; ширина их по верху 5–7 м и глубина 2,5–3 м. Фасы рвов обязательно простреливались ружейным и пулеметным огнем, который препятствовал пехоте накапливаться в них.

Направления дорог были прикрыты дополнительно противотанковыми и противопехотными минными полями в 3–4 ряда мин. Мины на дорогах располагались в 2, 3 и 5 рядов за поворотами, чтобы водители танков не могли их заметить.

Противотанковые заграждения тянулись сплошной полосой перед передним краем. Обычно эта полоса состояла из 3–5 рядов надолб разных типов.

Рис 1. Гранитные надолбы
Рис 1. Гранитные надолбы

Наиболее распространенными надолбами являются гранитные (рис. 1). Они устанавливались в несколько рядов (2–5). Расстояние между надолбами по фронту и по глубине – 2,5–3 м; высота – 1,2–1,4 м. Надолбы были врыты в землю на 30–40 см или уложены на поверхности земли. Высота надолб и промежутки между ними различны; это делалось с таким расчетом, чтобы не дать возможности уложить на надолбы настил. Камни для надолб применялись таких размеров и форм, чтобы они в любом положении являлись препятствием для танков.

Вес одной надолбы – 1,5–3 т. Нужная форма гранитных надолб достигалась надлежащим расположением зарядов взрывчатого вещества при подрыве породы.

Железобетонные надолбы встречаются на оборонительных рубежах значительно реже гранитных и главным образом у дорог и населенных пунктов. Они имеют форму, похожую на ледорез мостового быка, высотой около 1,4 м (рис. 2).

Рис 2. Железобетонные надолбы
Рис 2. Железобетонные надолбы

Характерна в финской противотанковой обороне установка гранитных и железобетонных надолб в специально отрытый небольшой треугольный ров глубиной в 1,2–1,4 м, с почти вертикальной крутостью в сторону наступающего. Такое расположение затрудняет наземное наблюдение полосы надолб, исключает возможность разрушения их нашим артиллерийским огнем прямой наводкой или танков и в то же время не мешает финнам вести обстрел и обзор из ДОТ и ДЗОТ.

С целью создания хорошего обзора и обстрела финны устраивали также перед передним краем в лесистой местности просеки шириной до 100–200 м.

Рис 3. Фасы гранитных надолб
Рис 3. Фасы гранитных надолб

На рис. 3 показан участок гранитных надолб. На нем ясно виден ров, в который поставлены надолбы, и их расположение. Длина фасов надолб и проволочных заграждений колеблется от 100 до 300 м и совпадает по направлениям; фасы надолб прямолинейные и находятся под фланговым и косоприцельным артиллерииско-пулеметным огнем аз ДОТ (см. на рис. справа) и открытых позиций.

Рис 4. Расположение деревянных надолб
Рис 4. Расположение деревянных надолб

Новым видом надолб, примененных финнами, являются деревянные каркасы, окованные железом и заполненные внутри камнем (рис. 4). Этот тип надолб финны, как правило, располагали непосредственно на дорогах. Конструкция, форма и установка надолб такого типа дают возможность сверх них устраивать настил для пропуска автотранспорта при отходе. Снятие настила восстанавливает действенность противотанкового препятствия.

Схема 2. Узел обороны в районе Мятсякюля
Схема 2. Узел обороны в районе Мятсякюля

Назвать эту новую конструкцию надолб удачной нельзя, так как каркасы сложны в изготовлении, требуют много металлических поковок, а поставленные на место, каркасы, заполненные камнем, легко разрушаются огнем из орудий танков.

Отмечены случаи устройства финнами надолб из наклонно поставленных бревен.

На схеме 2 показан узел обороны в районе Мятсякюля, где ясно выражена система противотанковой обороны. Здесь увязаны между собой естественные и искусственные противотанковые препятствия. Финский залив прикрывает правый фланг; далее передний край обороны идет по западному берегу реки Ваммельсуун-йоки, не являющейся серьезным противотанковым препятствием. Передний край обороны вынесен на восточный берег реки Ваммельсуун-йоки вперед па 500 м, где установлены гранитные надолбы в 4 ряда.

Приморское шоссе, ведущее к Выборгу, перекрыто гранитными надолбами в двух местах. Берег Финского залива в районе устья реки Ваммельсуун-йоки также прикрыт гранитными надолбами в 4 ряда. Фасы надолб прямолинейные; длина их колеблется от 100 до 300 м. Все фасы находятся под фланговым артиллерийским и пулеметным огнем из ДОТ. За полосой надолб расположен проволочный забор в 5 кольев.

В глубине узла обороны отрыт противотанковый ров треугольной формы, ширина которого по верху 7 м и глубина 3 м. Ров прикрывал основное шоссе на Выборг.

Гранитные надолбы, так же как и на первой линии, установлены в специально отрытый ров треугольной формы, глубина которого 1,2–1,4 м, с почти вертикальной стенкой со стороны наступающего. Следует отметить, что прикрытию Выборгского шоссе финны придавали исключительно большое значение. Здесь, кроме гранитных надолб, построен противотанковый ров с железобетонной патерной, оборудованной огневыми позициями для противотанковых ружей и истребителей танков. [страница 36]

Схема 3. Участок противотанковой обороны с железобетонным рвом в районе Котселькя-Тилима
Схема 3. Участок противотанковой обороны с железобетонным рвом в районе Котселькя-Тилима

На схеме 3 показана организация противотанковой обороны в районе Котселькя – Тилима. В глубине обороны отрыт противотанковый ров треугольной формы, ширина которого по верху 5 м и глубина 2,5 м. Своими флангами ров упирается в заболоченные участки. В глубине имеется ряд отсечных позиций: эскарпы и контрэскарпы. Фасы надолб прямолинейные и находятся под фланговым огнем из артиллерииско-пулеметных ДОТ и с открытых позиций. За надолбами проходит проволочный забор в 5 кольев. Фасы противотанковых и противопехотных препятствий по своим направлениям и длине не совпадают.

Оригинально в конструктивном отношении на этом участке противотанковой обороны устройство во рву железобетонной патерны с выносными площадками для пулеметчиков и автоматчиков.

Рис. 5. Участок рва с патерной
Рис. 5. Участок рва с патерной

главная || форум || eng || контакты || новое на сайте || ссылки || "черная книга"  

наверх

При цитировании материалов сайта указывайте ссылку на kaponir.aroundspb.ru